На свет Маяка
22 ноября состоялась первая экскурсия, организованная ИЦАО Челябинска и Информационным центром ПО «Маяк» в рамках программы образовательного туризма.
Представители физическо-математического факультета Челябинского государственного педагогического университета, Центра экспериментальной механики ЮУрГУ, ДПШ им. Н. К. Крупской, гимназии N-96 Челябинска, ИЦАО Челябинска узнали все об истории создания и современном состоянии ПО «Маяк» и города Озерска.
Экскурсию вел Борис Ентяков, работавший в разные годы секретарем парткома комбината, советником генерального директора ПО «Маяк», сейчас — инженер Информационного центра ПО «Маяк», редактор книги «Первопроходцы».
Из репортажа о поездке Алины Исаевой, руководителя Творческого объединения юных журналистов «Бонжур» ДПШ им. Н. К. Крупской:
«Экскурсия началась с экскурсии по городу. Мы узнали, что множество памятных мест и улиц носят имена людей, вложивших немало в развитие производства комбината «Маяк»». Площадь Браховича, улицы Семёнова, Архипова, Колыванова. Примечательно, что последняя — единственная улица в городе, названная в честь простого рабочего — сварщика. «Значит, был такой сварщик, что его именем улицу назвали», — замечает Борис Ентяков.
По поводу расположения «Маяка» Борис Николаевич рассказал историю, может, правду, а может, быль. Когда возник вопрос, где строить реактор, остановились на Урале. Во-первых, сам Курчатов с Урала. Во-вторых, здесь большое количество озёр. Более того, он достаточно удалён. Стали выбирать конкретное место. Район Кыштыма, озеро Чебаркуль, в этот же список попала точка на берегу Иртяша — ничем не примечательный вариант, за него никто не ратовал. Спорили-спорили, тут Курчатов говорит: «Чтобы никого не обижать, поставим реактор на озере Иртяш»». Зная сегодняшнюю экологическую ситуацию, специалисты говорят — как хорошо, что завод находится именно здесь.
Продолжилась экскурсия в Информационном центре ПО «Маяк»». Содержательный экскурс в историю создания и работы градообразующего предприятия заставил задуматься о многом. 29 августа 1949 года состоялось первое испытание отечественной атомной бомбы. Четыре с лишним года потребовалось, чтобы Советский Союз смог уверенно заявить на весь белый свет: «Мы испытали атомную бомбу!» Ученые создали реактор практически из ничего. Вся страна в послевоенные годы трудилась над этой задачей спасения. Каждая отрасль внесла свою колоссальную лепту в развитие этого производства. Примечательно, что в то время не было никаких смет. «Отечественная промышленность получила тогда резкое развитие. Благодаря атомщикам они поднялись на новый уровень», — рассказывает нам с неподдельным энтузиазмом Борис Николаевич. Слушая его, рассматриваю плакаты, таблицы, экспонаты вокруг. Ведь были люди в наше время! Поставили задачу («объёмы и сроки были всем известны» — часто повторяемая Ентяковым фраза) — они выполнили. Это, пожалуй, единственный случай в истории России, когда правительство прислушивалось к мнению учёных, делало так, как надо по науке. Зона применения «продуктов» деятельности «Маяка» очень широкая. «Помните луноход? Там наши изотопы», — говорит инженер, указывая на стенды с деталями.
Кульминацией экскурсии стало посещение Завода 156 — музея первого промышленного уран-графитового реактора — объекта «А», «Аннушки». Кресло за пультом, где сидел сам Курчатов и руководил первым запуском, пульт управления, который буквально только что видели на картинке, здесь стоят вживую. Такая махина и нестрашная вовсе, но когда знаешь, каким образом это далось людям, в чём заключается его задача, то некоторый трепет пронизывает до самых костей. Ключи, напоминающие штопоры и ёршики для мытья посуды, придумывались и разрабатывались прямо во время внештатных ситуаций — «козлов». Находчивые сотрудники «Маяка» находили выход из критических ситуаций — ведь иного выхода у них не было.
Рассмотрев экспонаты, идём собственно в сердце реактора — помещение с потолком высотой в три этажа. Мы стоим сверху на металлической площадке. «Тут приемлемый радиационный фон, однако, лучше к стенам не прислоняться», — предупреждает наш вожатый. Мне страшно даже дышать. От земли нижняя отметка реактора 53 м. То есть он уходит в землю на глубину 53 м! Сам реактор вертикальный. Это тоже ноу-хау того времени для науки. «Это благо на сегодня. У горизонтального реактора большой радиационный фон», — поясняет Борис Николаевич.
Никаких ожидаемых суперспособностей из Озёрска я не вынесла. Они остались все там. Они принадлежат людям, которые трудились тогда и трудятся сейчас на ПО «Маяк». Их двигала наука и громадная задача — защитить свою Родину. После испытаний, проведённых СССР, ни одна атомная бомба в мире не применялась. Это заслуга южноуральских специалистов!»
Встречи с «Маяком» будут продолжены. Уже 6 декабря в Информационный центр атомной отрасли в Челябинске приедут специалисты производственного объединения, чтобы рассказать школьникам 9–11 классов о тех специальностях, которые востребованы на комбинате, ответить на их вопросы о возможности трудоустройства. А для тех, кто заинтересуется, будет организована следующая экскурсия на комбинат, являющийся флагманом отечественной атомной отрасли. Свет этого маяка должен быть виден многим.
Благодарим за сотрудничество Информационный центр ПО «Маяк» и лично Бориса Ентякова, представителя ПО «Маяк» в Челябинске Викторию Тукмачеву, МЧС России по Челябинской области, Управление по радиационной реабилитации Уральского региона.