Челябинцы узнали о теории «воплощённого познания»
Профессор психологии Владимир Спиридонов 5 октября выступил в Челябинске с лекцией «Что нам предстоит узнать о своей психике?» в рамках федерального проекта «Энергия науки» сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ).
Владимир Спиридонов — доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии, заведующий научно-исследовательской лабораторией когнитивных исследований Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ИОН РАНХиГС).
Современные когнитивные исследования приносят всё больше результатов, которые очень плохо согласуются с обыденными идеями о том, как устроена и как работает человеческая психика.
«До сих пор мы говорили о том, что психика живёт где-то внутри, не в мозге. Направление, которое возникло в восьмидесятые годы под названием «воплощённое познание», утверждает, что наша психика и наше сознание устроены так, как они устроены, потому что так устроены наше тело, наш мозг, наши глаза, наше поведение. Это направление говорит, что получить картинку независимо от особенностей нашей телесной организации практически невозможно», — объяснил Владимир.
«От века» существующие представления о «внутренней» природе мышления и памяти поставлены под сомнение теориями о воплощённом характере психических процессов, о принципиальной роли человеческого тела и окружающих предметов в том, как мы запоминаем информацию, ориентируемся в пространстве, планируем свои действия, решаем задачи и т.д.
Примеры воплощённого познания можно найти и в историях открытий великих учёных. «Обычно великие открытия происходят в ситуации неопределённости. В жизни исследователей они бывают разные и часто могут продолжаться десятилетиями. Как правило, такие ситуации имеют анекдотический характер. Например, Альберт Эйнштейн после создания теории относительности пытался сделать нечто, что физики называют «теория всего». Работая над ней в течение 20 лет, он, увы, не преуспел. Осталось множество записей, публикаций и научных докладов. Такой процесс требует большого внимания и настойчивости, удачи. У Эйнштейна в этом смысле была смешная особенность – счастливый левый локоть. Заметил он это не сразу, но, когда осознал, стал применять на практике. В его голову приходило много разных идей. Согласно его записям, по три-четыре в минуту. Если идея была стоящая, у него чесался левый локоть, и можно было смело её проверять», — рассказал Владимир.
«Выходит, что мы постоянно используем знания, совершенно об этом не подозревая, и все наши внутренние процессы связаны с внешними. Чтобы понять, насколько мы «внимательны» к процессу своих действий, можно, к примеру, попытаться объяснить на словах, как завязывать шнурки», — посоветовал спикер.
Именно процессами познания и занимается когнитивная психология, используя научные методы изучения человеческой психики, поведения и когнитивных процессов.
Проект «Энергия науки» знакомит жителей регионов с новейшими научными открытиями и идеями. Лучшие популяризаторы, учёные и научные журналисты из разных регионов страны рассказывают о темах и проблемах, которыми занимается сегодня наука, о новых теориях, экспериментах, гипотезах. Идея проекта – дать возможность жителям региона встретиться с учёными из других городов, познакомить слушателей с разными областями науки и техники и сформировать у аудитории широкую картину современной научной жизни.