Учителя физики и химии в рамках Недели высоких технологий посетили ПО «Маяк»
В рамках Недели высоких технологий и технопредпринимательства учителя физики и химии школ Челябинской области посетили одно из старейших предприятий атомной отрасли — Производственное объединение «Маяк».
Знакомство с предприятием началось с его истории, в музее первого в стране урано-графитового промышленного реактора. Не просто увидеть, а самому посидеть за пультом управления реактором, почувствовать себя Курчатовым, узнать о том, как и зачем создавался атомный щит нашей страны. Увидеть «тот самый», первый, уран-графитовый промышленный реактор и как будто перенестись на машине времени на 67 лет назад, в то далекое время, когда все силы, весь интеллектуальный потенциал был брошен на решение, казалось бы, неразрешимой задачи.
А после этого переместиться в будущее, узнать о современных инновационных технологиях реакторного, радиоизотопного, радиохимического, приборостроительного производства. Ведь в настоящее время ФГУП «ПО «Маяк» — современное предприятие, входящее в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», которое представляет собой комплекс взаимосвязанных производств, структурно выделенных в заводы и производственные подразделения.
Участники экскурсии за несколько часов побывали в нескольких эпохах с помощью уникального экскурсовода — кавалера Ордена знак Почета, автора книги «Первопроходцы», соавтора книги «Атомное сердце России», ветерана атомной отрасли, инженера информационного центра Бориса Ентякова. Именно он стал для учителей проводником в мир современных технологий, профессий будущего, помог ответить на ключевой вопрос экскурсии: «Маяк — горе или гордость Челябинской области?»
Насколько интересной и полезной оказалась поездка, поделились ее участники:
«Что интересного узнали? Конечно, про производство, которое нигде никогда особо не афишируется. У нас в программах есть региональный компонент, и когда ты подходишь к этому материалу, в 9–11 классе, когда идет ядерная физика, нужно о чем-то рассказывать. О чем? В интернете этой информации не найти. Я всегда провожу конференции, но информация очень скудная. И какие-то примеры привести практически невозможно, если ты сам этого не видел! А когда ты послушал людей, которые стояли у истоков, услышал эмоцию — это ценно вдвойне! Я понимаю, что детям эмоцию я не передам, детям надо ехать сюда и слушать людей, которые создавали производство. Но тем не менее, когда ты видел это своими глазами — ты можешь это описать!» — Елена Васильевна Шерстобитова, учитель физики лицея 11.
«Экскурсии очень понравились. И первая, в Снежинск, и сегодняшняя в Озерск! Узнали очень много нового, возникла гордость за наш город и за Россию, что мы нисколько не уступаем, но идем вперед! Материал очень полезный для детей и в патриотическом плане, и в плане науки. В наше время обратить внимание на науку, возможности для умных детей — это здорово! Детей тоже сюда надо обязательно приглашать!» — Новикова Ирина Петровна, учитель физики школы 68 Ленинского района.
«Экскурсия мне вдвойне интересна, потому что я родилась на Тече. Я родилась в одной из деревень, которую снесли после аварии 1957 года, и у меня сейчас нет малой Родины, я туда не могу даже приехать и посмотреть. А как педагог я рассказываю своим ученикам историю ПО Маяк, они делают презентации, пользуясь информацией, которую мы находим на сайтах. Очень интересные люди здесь работают. Очень важно слушать все от тех людей, которые здесь работали и работают, болеют душой за это, за безопасность нашей Родины, за привлечение наших школьников на специальности атомной отрасли», — Шагеева Аниса Гафаровна, учитель физики Козыревской средней школы Красноармейского района.
Вооружившись новыми знаниями и информацией о мероприятиях НВТ, учителя разъехались по рабочим местам в ожидании информации о следующей экскурсии на предприятия атомной отрасли в рамках проекта сети ИЦАЭ «День учителя на объектах атомной отрасли».
Информационный центр по атомной энергии Челябинска (ИЦАЭ Челябинска) — уникальная коммуникативная площадка для школьников, их родителей, студентов и педагогов. Основные задачи ИЦАЭ — популяризация естественных и технических наук, инноваций, поддержка развития технического творчества, а также просвещение жителей региона в области современных ядерных технологий.
С понедельника по субботу посетители центра могут бесплатно посмотреть мультимедийные научно-популярные программы и принять участие в развивающих программах для семей с детьми от 3-х лет. Школьникам региона ИЦАЭ предлагает развить свои способности в рамках всероссийских и международных интеллектуальных и творческих конкурсов. Учителя могут посетить предприятия городов ЗАТО Челябинской области в рамках программы образовательного туризма. Профориентационное направление работы ИЦАЭ помогает студентам, школьникам и их родителям сориентироваться на рынке профессий Челябинской области.
Со дня открытия 4 февраля 2011 года ИЦАЭ Челябинска посетило более 80 тысяч человек.