Выйти за страницы учебника смогли школьники Челябинской области, посетившие легендарное Производственное объединение «Маяк»
27.02.15

Выйти за страницы учебника смогли школьники Челябинской области, посетившие легендарное Производственное объединение «Маяк»

26 февраля в рамках программы ТЕМП (Технологии+Естествознание+Математика=Приоритеты образования) и в честь Дня защитника Отечества старшеклассники гимназии 96 и областного лицея-интерната ГУОШИ ЧОЛИ посетили Информационный центр ФГУП ПО «Маяк» и музей первого в стране уран-графитового промышленного реактора «А» на заводе химического производства. Экскурсия была организована ИЦАЭ Челябинска и Информационным центром ПО «Маяк».

Инициатором поездки выступила классный руководитель, учитель химии Екатерина Горват: «Смысл поездки — выйти за страницы учебника, показать детям прикладной аспект изучения любой науки: физики, химии, математики, биологии, географии и других наук. Кроме того, особый смысл в том, что эта поездка относится к профессиональной ориентации учащихся. Чтобы у них не было проблем с выбором будущей профессии, наша задача показать им максимально, какие профессии на сегодняшний день являются востребованными, перспективными, где бы они могли приложить свои знания, умения и навыки».

Кавалер Ордена знак Почета, автор книги «Первопроходцы», соавтор книги «Атомное сердце России», ветеран атомной отрасли, инженер информационного центра, Борис Ентяков, подробно рассказал о том, как создавался атомный щит страны, о тех трудностях, с которыми пришлось столкнуться первопроходцам атомной отрасли, о людях и ситуациях, которые возникали в ходе строительства и первых лет работы реактора. О том, в какие немыслимо короткие сроки свершались великие достижения.

Участники поездки увидели пульт первого реактора, кресло, в котором сидел их знаменитый земляк — Игорь Курчатов, многочисленные приспособления и инженерные находки для решения тех задач, которые ставило перед рабочими первое производство. Искреннее восхищение светилось в глазах ребят, когда Борис Николаевич перечислял фамилии тех, кто, начав свой путь на «Маяке», продолжал его потом в других регионах страны, а также на руководящих постах в атомной отрасли.

Рассказ об истории предприятия плавно перешел в рассказ о современном состоянии и перспективах развития предприятия. Узнать о радиоизотопах и переработке ядерного топлива, проверить, насколько легко управлять роботом-манипулятором и измерить уровень радиации минералов и окружающей среды с помощью дозиметров, смогли ребята в Информационном центре ПО «Маяк».

В ходе экскурсии менялись комментарии участников. От первоначального «вернувшись отсюда, я, наверное, буду светиться по ночам» к «пожалуй, радиохимия и атомная физика — это интересно».

Мария Урванцева, 10 класс, гимназия 96: «Самое интересное — это история создания завода, комбината. Это было в Советском Союзе, очень давно, и как в то время, за такие короткие сроки построили это предприятие, удивляет. Даже в наши дни так быстро редко строят. Сейчас очень многие ребята хотят связать свою жизнь с техническими профессиями, но многие и понятия не имеют, что они из себя представляют. А это очень познавательно — увидеть то, с чем ты собираешься связать свою жизнь. Я гуманитарий, но я понимаю, насколько важно иметь ум, чтобы работать в технической профессии. Я сама собираюсь поступать на специальность, связанную с политологией, международными отношениями, лингвистикой, но и на технических предприятиях много таких людей, и они должны понимать и грамотно объяснять, что производится и какая от этого польза».

Шекунов Григорий, 11 класс, областной лицей-интернат ГУОШИ ЧОЛИ: «Поездка в первую очередь запомнилась посещением музея первого реактора, рассказом о том, с какими трудностями пришлось столкнуться первым инженерам, которые это реактор строили, о том подвиге, который они совершили, выполняя задачу, которая перед ними была поставлена. Ожидания от поездки оправдались полностью. Я узнал не только об истории, но и о том, чем занимаются специалисты сейчас. Работать там трудно, но интересно. Наиболее интересно — то, что связано с радиоизотопами. Когда чувствуешь, что делаешь то, что пригождается многим специалистам — медикам, аграриям, — понимаешь, что реально творишь великие дела, приносишь пользу».

Задумались ребята не только о будущей профессии, но и о том, кто такой защитник Отечества.

«Первое представление о защитнике Отечества — человек, мужчина, в военной форме, с ружьем, идет защищать страну. Я думаю, что не только мужчины с ружьем, но и те, кто работают на страну, в атомной энергетике в первую очередь, связаны с защитой. У меня и моих одноклассников расширилось представление о защитниках», — поделилась Мария. «Я очень мало знала о Маяке до этой поездки, но сейчас могу сказать, что это гордость Советского Союза, России, другого такого предприятия нет!»

«Защитник — тот человек, который должен обеспечить защиту интересов страны. Игорь Курчатов и его команда под это определение попадают полностью. Запрос от руководства страны был выполнен, и мы предотвратили атомную войну. И до сих пор этому противостоим», — подвел итог Григорий.

Патриотическое воспитание является одним из важных направлений работы информационных центров по атомной энергии. Именно благодаря возможности коммуникации на площадке ИЦАЭ представителей разных поколений и создается та преемственность, которая позволяет воспитывать молодежь, гордящуюся своим прошлым и готовую работать на благо будущего своей страны.

Информационный центр по атомной энергии Челябинска (ИЦАЭ Челябинска) — уникальная коммуникативная площадка для школьников, их родителей, студентов и педагогов. Основные задачи ИЦАЭ — популяризация естественных и технических наук, инноваций, поддержка развития технического творчества, а также просвещение жителей региона в области современных ядерных технологий.

ИЦАЭ — территория знаний и культуры. Областные выставки и фестивали технического творчества, поддержка международных проектов «Posterfortomorrow» и «Одиссея Разума», «Клуб Изобретатель» и «Сопромат для чайников» — это ИЦАЭ Челябинска.

С понедельника по субботу посетители центра могут бесплатно посмотреть мультимедийные научно-популярные программы и принять участие в развивающих программах для семей с детьми от 3-х лет. Школьникам региона ИЦАЭ предлагает развить свои способности в рамках всероссийских и международных интеллектуальных и творческих конкурсов. Учителя могут посетить предприятия городов ЗАТО Челябинской области в рамках программы образовательного туризма. Профориентационное направление работы ИЦАЭ помогает студентам, школьникам и их родителям сориентироваться на рынке профессий Челябинской области.

Со дня открытия 4 февраля 2011 года ИЦАЭ Челябинска посетило более 80 тысяч человек.